10 июля 1941 г.
Как известно наступление немецко-фашистских войск непосредственно на Ленинград началось 10 июля 1941 г. из Прибалтики в юго-западном направлении. На северо-западном и северном направлении сосредоточились немецкие и финские войска. Им противостояли войска двух фронтов Красной армии Северной и Северо-Западной. Для координации действий этих фронтов ГКО назначил главнокомандующего — маршала Советского Союза К.Е. Ворошилова. В конце июля немецким войскам с большим трудом удалось продвинуться к рубежу рек Наровы и Луги, а финские войска вышли на рубеж бывшей государственной границы 1939 г.02 июля 1941 г.
Первая бомба была сброшена на участок Октябрьской ж.д. на 11-й день войны, т.е. 2 июля 1941 г. Вскоре, 9 июля пал древний Псков, затем станция Дно. 15 августа был занят Новгород, 21 августа отдана с боями станция Чудово. 25 августа фашисты заняли Любань. Дорога на Москву от Ленинграда в эти последние дни августа оказалась перерезанной в двух местах: от Колпино до Малой Вишеры и от Калинина до подмосковного Крюково и, следовательно, поезда уже на юго-восток по главной артерии Октябрьской ж.д. не могли продвигаться.Однако образовалась как бы южная часть Октябрьской ж.д. с центом в Бологое, которой руководил заместитель начальника дороги Б.К. Саламбеков и которая обеспечивала через Сонково транспортную связь четырех фронтов: Калининского, Западного, Волховского и Ленинградского с восточными регионами страны. 29 августа враг захватил станцию Мга — важнейший железнодорожный узел, через который два железнодорожных направления связывали Ленинград с Большой землей. 8 сентября фашистские войска вышли к левому берегу Невы, захватив Петрокрепость (Шлиссельбург) и, таким образом, Ленинград был отрезан по суше от страны. Началась блокада, те 900 дней периода героического и трагического. С 10 сентября маршал Г.К. Жуков сменил К.Е. Ворошилова на посту главнокомандующего фронтами, оборонявшими Ленинград.
Когда мы говорим о деятельности железнодорожников Октябрьской ж.д. в период лета-осень 1941 г., то мы имеем ввиду ту ж.-д. сеть, которую мы знаем сегодня, как самую крупную в нашей стране и вобравшую в себя в послевоенные годы подавляющие части Кировской и Ленинградской ж.д. и некоторые участки Калининской, Северной и Ярославской дорог. Все вместе они на сегодня составляет сеть около 10 тыс. км. А в 1941 г. Октябрьская дорога имела протяженность примерно 2000 км (начальник — И.В. Колпаков), Кировская — более 1540 км, Ленинградская — 1600 км. Большую часть работы по формированию и начального передвижения эшелонов с эвакуационным перевозкам приняли на себя те её участки, которые простирались от Ленинграда на восток и шли в основном через станцию Мга по двум направлениям: на Волховстрой и на Пестово (Московское и частично Витебское и Финляндское отделения современной Октябрьской ж.д.). Далее соответственно поезда продвигались по участкам Кировской и Северной дорог в направлении на Вологду или по участкам Северной дороги на Ярославль. Справедливости ради надо отметить, что главная артерия Ленинград — Москва, имеющая своё направлению на юг, до 20 августа также активно использовалась для передислокации эвакогрузов с последующим переводом их передвижения на восток на ж.-д. узлах Чудово и Окуловка — по участкам Северной и Ярославской ж.д., а от Бологого — по линиям Калининской и Ярославской дорог.
24 июня 1941 г.
При СНК СССР был образован Совет по эвакуации, председателем которого назначили Н.М. Шверника. Один из его заместителей А.Н. Косыгин — уполномоченный Государственного Комитета Обороны осуществлял непосредственный контроль за эвакуацией населения и промышленности из Ленинграда. Тогда же со стороны Ленинградского обкома и горкома партии эту работу поручили курировать их секретарю А.А. Жданову. В Ленинграде был также создан Совет по эвакуации, установлению порядка вывоза и размещения людей и имущества предприятий в районах передислокации их на востоке страны. Ответственным за проведение эвакуации в городе был назначен председатель Исполкома Ленсовета П.С. Попков. В свою очередь для руководства эвакуационными перевозками тогда же в Управлении Октябрьской ж. д. была создана специальная оперативная тройка в составе начальника пассажирской Службы Т.А. Пронина, заместителя начальника Службы движения М.Д. Опендика и заместителя начальника вагонной Службы Н.И. Ганца.30 июня 1941 г.
Для координации работы всех железных дорог, вовлеченных в сферу боевых и тыловых действий Ленинградского фронта от Народного комиссариата путей сообщения назначили Б.П. Бещева. До этого он уже достаточно высоко зарекомендовал себя в период Советско-Финляндской войны, являясь с января 1940 г. на Октябрьской дороге особоуполномоченным от НКПС по транспортному обеспечению фронта, а с февраля — начальником этой главной магистрали страны. В мае 1941 г. последовал в его служебной карьере ещё один важный шаг — он стал начальником Управления от НКПС всех дорог Северо-Запада: Октябрьской, Кировской, Ленинградской, Калининской, Северной и Ярославской дорог. Во взаимодействии руководителей Ленинградского фронта с уполномоченными ГК обороны, партийными административными властями города и уполномоченным НКПС — оперативно решались вопросы эвакуации в соответствии с прифронтовой и фронтовой обстановкой под Ленинградом.На основании Постановления Партии и Совнаркома СССР от 27 июня 1941 г. «О порядке вывоза и размещения людских контингентов и ценного имущества» с 29 июня после вторжения фашистских захватчиков на Ленинградскую область ГКО принял решение по эвакуационным мероприятиям в Ленинграде. Было намечено к передислокации 80 важнейших предприятий и 13 конструкторских бюро, в августе — ещё 14 предприятий. Вместе с оборудованием заводов и фабрик выезжали и специалисты со своими семьями. Одновременно проводилась эвакуация и ряда учреждений культуры и искусства, учебных и научно-исследовательских заведений. Согласно принятому порядку об эвакуации было принято решение о первоочередной эвакуации квалифицированных инженеров, техников и рабочих вместе с оборудованием важнейших предприятий, ценных сырьевых ресурсов, цветных металлов. Предприятия авиационной промышленности начали эвакуировать сразу в конце июня, оборудование Наркомата вооружения — 3 июля (10 предприятий по выпуску боеприпасов), а крупнейших машиностроительных, электротехнических, приборостроительных, оптических и смежных с ними учреждений (НИИ, военных училищ и т. д.) — с 11 июля. С 13 июля началась эвакуация Наркомата черных металлов, предприятий тяжелого машиностроения, заводов подъемно-транспортного оборудования.
В период июля-октября 1941 г. на подходах к Ленинграду в Ленобласти было разрушено 1388 км путей, эвакуировано и подорвано 1860 комплектов стрелочных переводов. За это же время было вывезено в тыл 58 (627,5 п. м.) пролетных строений и подорвано 273 моста (4730 п. м.). Нелегким были трудовые будни прифронтовой магистрали. С июля по декабрь 1941 г. погибли 1222 и были ранены 1315 железнодорожников.
Боровичи — город в восточной части Новгородской области, который расположен недалеко (35км) от главного хода Октябрьской железной дороги. Во время Великой Отечественной войны город относился к Ленинградской области.
Боровичи расположены в малолюдной и болотистой, сплошь заросшей лесами северо-западной части российского Нечерноземья, что делает его настоящим центром цивилизации на много десятков километров вокруг.
Боровичи — относительно молодой город, ему чуть больше 250-ти лет. Статус города Боровичи получили при Екатерине Второй, в 1770 году. Основным занятием жителей этого края в ту эпоху, была проводка судов через пороги по реке Мста.
В XIX веке основной деятельностью становится производство огнеупоров и силикатного кирпича, что остается и до сих пор.
Уникальный деревянный железнодорожный вокзал станции Боровичи стоит уже 140 лет.
Из-за сохранности исторического облика 1870-х годов, он был выбран в качестве места съёмок многих фильмов, например, «Статский советник».
30 июля 1941 г.
Война пришла в Боровичи 30 июля 1941 года, в этот день немцы совершили налет на аэродром, на котором к тому времени были только учебные самолеты и неисправный советский бомбардировщик. Так для боровичан был открыт кровавый счет на своей земле: в результате налета погибли несколько инструкторов и курсантов, принимавших зачеты в авиационной школе, раненых доставили в госпиталь, впоследствии двое из них скончались, несмотря на все усилия врачей.Интересный факт: противник практически не обстреливал и не бомбил в течение войны Боровичи, а ведь на территории города располагались 22 госпиталя заполненные ранеными бойцами-красноармейцами, а вся оставшаясь производственная инфраструктура работала на нужды фронта.
Боровичане ремонтировали технику, занимались пошивом обмундирования для бойцов нашей армии, на территории завода огнеупоров «Красном керамике» производились печки для землянок, согревавшие наших солдат холодными зимними ночами. Впоследствии верующие люди сложили поверье, что Боровичи во время войны не подверглись разрушительным бомбардировкам благодаря заступничеству местного святого — Иакова Боровичского.
Впрочем, была и более прозаическая версия: до революции завод огнеупоров принадлежал немцу Константину Вахтеру, возможно, наследники договорились с немецким командованием о том, чтобы «их собственность» вернулась после войны к прежним владельцам с минимальными разрушениями. Так это или нет — но маховик войны в значительной мере уничтоживший Новгород — пощадил Боровичи.
Боровичане ремонтировали технику, занимались пошивом обмундирования для бойцов нашей армии, на территории завода огнеупоров «Красном керамике» производились печки для землянок, согревавшие наших солдат холодными зимними ночами. Впоследствии верующие люди сложили поверье, что Боровичи во время войны не подверглись разрушительным бомбардировкам благодаря заступничеству местного святого — Иакова Боровичского.
Впрочем, была и более прозаическая версия: до революции завод огнеупоров принадлежал немцу Константину Вахтеру, возможно, наследники договорились с немецким командованием о том, чтобы «их собственность» вернулась после войны к прежним владельцам с минимальными разрушениями. Так это или нет — но маховик войны в значительной мере уничтоживший Новгород — пощадил Боровичи.